Бургеры так глубоко вошли в современную культуру, что сложно представить время без них. И в каком-то смысле это правда. Ведь чтобы положить обжаренное мясо и другие ингредиенты между хлебными ломтями, не требуется особых навыков, и похожие блюда готовили ещё в Древнем Риме. Однако в своем современном виде бургер появился только в начале XX века. С тех пор он успел пройти путь от еды рабочих до кулинарного символа целой эпохи, став как закуской в барах, так и изысканным блюдом в элитных ресторанах.
Гамбургский стейк
Сэндвич, “изобретённый” в XVIII веке Джоном Монтегю, 4-м графом Сэндвичем, можно считать прародителем современного бургера. Сэр Джон был увлечённым картёжником и не хотел отвлекаться от игры на перекусы, поэтому просил подавать ему за столом ломтики говядины между кусками хлеба. Хотя среди знати это новшество вызвало интерес, в народ оно не вошло из-за высокой стоимости говядины.
Только в конце XIX века мясо стало доступно широким слоям населения. Примерно тогда же в Нью-Йорке появился “гамбургский стейк” — большая мясная котлета, происхождение которой до сих пор вызывает споры. Одни утверждают, что рецепт привезли немецкие эмигранты из Гамбурга, другие считают, что его создали повара на судах, курсировавших между Гамбургом и Нью-Йорком, а третьи — что это был маркетинговый ход владельцев закусочных для привлечения немецких рабочих и моряков.
Вскоре “гамбургские стейки” начали перекочёвывать с ресторанных столов на уличные лотки. Продавцы предлагали эту новинку на ярмарках, выставках и оживлённых улицах рядом с заводами и фабриками, а основными покупателями стали рабочие, спешившие на смену.
Однако уличные торговцы быстро поняли, что “гамбургский стейк” неудобен для еды на ходу. Историки до сих пор спорят, кто первым придумал расплющить котлету и поместить её между булками. Зависимо от штата, можно услышать разные версии, а список предполагаемых создателей насчитывает не меньше десятка имен. Но в одном мнения сходятся: в 1904 году бургеры стали настоящим хитом на Всемирной выставке в Сент-Луисе, штат Миссури. Удобное блюдо, которое можно было есть прямо во время осмотра экспозиции, пришлось посетителям по вкусу. Именно тогда за новинкой закрепилось название гамбургер, связанное с “гамбургским стейком”.
Бургер на конвейере
В 1916 году повар по имени Уолт Андерсон открыл в Уичите, штат Канзас, ларёк с гамбургерами. Андерсон усовершенствовал рецепт, добавив луковые кольца и разработав классическую булочку для бургера. Но его главным новшеством стала открытая кухня: он готовил у всех на виду, чтобы показать, что использует только качественные продукты.
Эта концепция понравилась покупателям, и в 1921 году Андерсон вместе с бизнесменом Билли Ингремом открыл сеть ресторанов White Castle в Уичите. В “Белом замке” строго контролировали качество, обучали персонал и стандартизировали рецепты во всех ресторанах сети. White Castle первыми начали использовать печатную рекламу, размещая в газетах купоны на скидки, и сотрудничали с университетами, которые публиковали исследования о питательности бургеров. Да-да, в те времена бургеры, как и чипсы, рекламировались как здоровая и полезная еда!
На основе классического гамбургера начали создавать новые вариации: чизбургер (с сыром), чикенбургер (с курицей), фишбургер (с рыбой) и другие. В итоге все эти разновидности стали называть просто “бургерами”. Вовремя подоспели и инновации в области транспортировки и хранения продуктов, что позволило снизить себестоимость бургеров. К началу Второй мировой войны бургеры в США превратились в доступное блюдо для всех.
Братья Макдоналды и McDonald’s
В 1940 году Ричард и Морис Макдоналды открыли первый ресторан McDonald’s в Сан-Бернардино, Калифорния. Их первоначальное меню включало 25 блюд — от хот-догов до барбекю. Однако анализ продаж показал, что 80% прибыли приносили именно бургеры.
Братья Макдоналды внедрили систему “быстрого питания”: сократили меню, ускорили процесс приготовления и начали нанимать подростков, что позволяло экономить на зарплате. Они также первыми предложили клиентам возможность получать заказ, не выходя из машины. Для целого поколения американцев бургеры McDonald’s стали символом автомобильных путешествий и духа безграничной свободы.
В 1961 году братья Макдоналды продали свою компанию за 2,7 миллиона долларов амбициозному предпринимателю Рэю Кроку. Крок стандартизировал меню и запустил масштабную рекламную кампанию, благодаря которой “Макдоналдс” к середине 1960-х стал общенациональным брендом, популяризируя фастфуд и бургеры по всей Америке.
Бургер за пять тысяч долларов
В последние десятилетия бургеры словно вернулись к своим аристократическим корням. Сегодня они присутствуют в меню большинства баров и ресторанов, и многие шеф-повара соревнуются в оригинальности и дороговизне ингредиентов. В их составе можно встретить мраморную говядину, выдержанную и маринованную в красном вине, редкие грибы, фуа-гра, белые и чёрные трюфели, лобстеров и икру. Эти уникальные бургеры часто подают с шампанским, а для завершения образа используют зубочистки, украшенные бриллиантами. Цена на такие кулинарные произведения может достигать пяти тысяч долларов! При этом неподалёку всё так же можно купить простой гамбургер, приготовленный за считанные минуты, а также заказать бургер на любой вкус на дом.